МЕЛОЧИ ЖИЗНИ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГАЗЕТА

Станислав Лем Проблемы с фантоматикой

В последнее время американские журналисты, по крайней мере наиболее впечатлительные, начали с некоторым отвращением писать о новом виде рекламы, появление которого можно наблюдать на их телевидении. Можно, например, увидеть Фреда Астора (Fred Astaire), танцующего с новейшей моделью пылесоса, или Джона Уэйна (John Wayne), пробующего новейший сорт пива. И то, и другое удивительно тем, что оба персонажа уже не живут и что по заказу мультипликаторы-программисты воскрешают покойников. Возмущенный Рассел Бейкер (Russel Baker) написал в "International Herald Tribune", что теперь можно ожидать пожара Москвы 1812 года и Наполеона Бонапарта (Napoleon Bonaparte), утверждающего, что если бы в то время применили огнетушители такой-то фирмы, то Москва бы не сгорела.

(c) Компьютерная газета

Такое неприятное начало будет непременно иметь еще более горькое продолжение - ничто не мешает тому, по крайней мере в США, чтобы появилась, допустим, какая-нибудь Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) в непристойнейших отношениях, например, с гориллой. Этому ничто не мешает, так как действует принцип nullum crimen sine lege, т.е. если поступок не подлежит уголовному наказанию, то можно повеселиться до отказа. Почему-то пока никакому юристу не пришла в голову мысль, чтобы воскрешение умерших лиц, заслуживающих или не заслуживающих почтения, было запрещено, а осуществление его уголовно преследовалось.

Всякое это неприятное "оживление" трупов для целей рекламы упомянуто мной здесь, во вступлении, только потому, что для меня речь идет не о мультипликации, которой пользуются в последнее время, например, кинематографисты ("Star Wars", усовершенствованные компьютерными трюками, уже скоро появятся на экранах), но, собственно, о все еще отдельно лежащей сфере полной и истинной "виртуальной действительности", или по-моему - ФАНТОМАТИЗАЦИИ. Как я уже не только здесь писал и как предсказывал в 1963 году, речь идет о подключении всех чувств человека к компьютеру, который будет его "фантоматизировать", или каким-то образом погружать в фиктивную реальность. Это может быть невинное путешествие по Акрополю, такие уже были, или экспедиция вглубь кратера Этны или Везувия, роман с королевой Египта Клеопатрой, или борьба с самим "бичем Божиим" Аттилой. Такое скромное начало полной фантоматизации можно было осуществить, но в результате оказалось, что есть различные трудности, которые не так-то просто преодолеть. Перечислю их здесь и немного опишу.

О наиболее тривиальной проблеме я уже писал: если в фантоматизированной фикции человек должен встретить иную особу, то только в том случае, если это будет (включенная в его фикцию) реальная особа, можно рассчитывать на разговор, или, в общем виде, на встречу с партнером, обладающим сознанием и ведущим себя разумно. В то же время фантом личности не сможет рассудительно представиться, так как ни один программист в мире не в состоянии организовать "искусственный интеллект". Крайность такой ситуации в том, что контакты, включая и половые связи, с произвольными особами, или спроектированными фиктивно, или (как я вспомнил во вступлении) "воскрешенными" для интимных целей, даже и извращенных, реализовать можно, но при этом необходимо, чтобы эти особы хранили полное молчание. Половые контакты можно запрограммировать, разговоры же просто не получатся... Если фантоматическое воскрешение все же должно быть запрограммировано, так же, как, например, бег динозавров в "Парке юрского периода", проблема ограничивается финансовым бюджетом. Бег динозавров может быть недолгим, но требует предварительно недельной муравьиной работы программистов, поэтому дело сводится к стоимости и к тому, окупятся ли затраты на программирование фикции. Очевидно, что "Звездные войны" возобновляются (в виде так называемого remake) потому, что производители уверены, что кассовые поступления нового фильма, а точнее уже двух запланированных (еще имеют в виду "Imperium strikes back"), вернут затраты на программирование с колоссальным доходом. Не нужно забывать, что сейчас всем в мире управляют законы предложения и спроса, или, говоря короче, законы рынка. Если же тот, кто хотел бы пережить произвольное фантоматическое приключение, обратится с этим желанием к специалистам, те насчитают ему, сколько будет стоить исполнение его желаний, и эта стоимость может быть для "клиента" чрезмерно большой. Поэтому в мире развивается Интернет и всякие другие сети (локальные и нелокальные), а в то же время с полным "погружением" вглубь фантоматического видения дело обстоит совсем глухо: простое подключение к сети значительно дешевле. И поэтому одной из причин, тормозящей реализацию фантоматизации и возникновение "предприятий фантоматики", является сейчас просто финансовая. Однако, как постараюсь сейчас пояснить, не только это является сложностью в реализации фантоматических переживаний, но, рассуждая трезво, я решил начать именно с проблемы финансов, так как то, что сейчас не окупается, просто не подлежит производству: такие вот альфа и омега капиталистической экономики...

Допускаю, что производство фантоматических программ по прошествии времени будет дешеветь, и тогда возникнет следующий этап активности. Появятся каталоги, в первую очередь ТИПОВЫХ, или СТАНДАРТНЫХ, ВИДЕНИЙ, и пользование ими как электронными услугами будет становиться доступным для достаточно богатых лиц (экспедиция на вершину Эвереста, на Марс, в Иерусалим 2000 лет назад, присутствие 65 миллионов лет назад среди хищных динозавров, охота на львов, и т.п. без конца). Этот тип программ не будет требовать индивидуальной настройки на ЛИЧНОСТЬ клиента. Клиент выберет себе из каталога желаемое видение, подключит к себе комплект электродов, очков и т.д., после чего переживет то, что пожелал, и заплатит за свои фантоматические переживания.

Но могут появиться и более состоятельные клиенты, т.е. обладающие большими платежными возможностями, и более требовательные, которые будут желать, например, космических путешествий, приближения к "поверхности событий" черной галактической Дыры, акробатического летного пилотирования, падения с вершины Empire State Building, собственной смерти и последующего после нее воскрешения из мертвых, и даже пребывания в раю среди ангелов и святых...

Что можно будет с этими желаниями сделать?

Здесь, наконец, наступило время для описания надвигающихся трудностей особого типа, скорее проблемных. Позволю себе напомнить, что фантоматизация действительно может воздействовать на чувства, но только с тем существенным (как сейчас покажу) ограничением, что это лишь те чувства, на которые можно воздействовать извне тела: оптические, тактильные и т.п. Однако, кроме этого в организме существуют иные чувства, не ориентированные непосредственно "наружу" тела, но сообщающие мозгу, в каком состоянии находится само тело. Во-первых, это проприоцепторы во всех мышцах и во многих тканях, благодаря которым, не оглядывая и не ощупывая постоянно руку или ногу, мы всегда знаем, в каком они находятся положении, распрямленном или согнутом, под нагрузкой или без нагрузки. Однако, "к счастью" для фантоматизации, посылаемые (в мозг) импульсы от проприоцепторов можно как-то имитировать, поэтому нам и будет казаться, что мы лежим, когда "по существу" стоим. В последнее время американское телевидение показывало (скверный как обычно) сериал "Superman & Lois", в котором "злой фантоматизатор" отправил эту пару в виртуальный мир. (Они из него выкарабкались кретинским способом, придуманным господами сценаристами, но я это вспоминаю не для рекламирования кинематографистов, а только чтобы убедить, ЧТО ФАНТОМАТИЗАЦИЯ УЖЕ СТАНОВИТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ТЕМОЙ). Однако, кроме информации от проприоцепторов, мы зависим также от органа равновесия, размещенного во внутреннем ухе. В состав этого органа входят три заполненные жидкостью дуги, соответствующие трем измерениям реального пространства, а также так называемые статолиты (ранее называемые отолитами), а по сути маленькие комки солей кальция, которые земная гравитация прижимает к специальным волоскам (все это внутри внутреннего уха), и благодаря движению этих комков, прижимающих чувствительные волоски, мы осознаем и положение головы, и, кроме этого, ускорение и торможение, вызванное движениями исключительно только головы или движением всего тела (например, в самолете, в лифте), и вот именно здесь зарыта собака, так как фантоматизатор не может влиять на то, что происходит внутри головы (уха). Начну с того, что нейтральное влияние импульсов (раздражителей) органа равновесия на все наше самочувствие у разных людей разное. Так, например, второй советский космонавт, летавший на орбите сутки, Герман Титов, во время всего полета страдал от локомотивной болезни (обычно называемой "морской болезнью"), что оказалось и для наземного персонала, и для него самого неприятной неожиданностью, не предвиденной заранее. Уже есть средства, которые уничтожают проявления этой "морской болезни"; раньше, например, применялась белладонна или экстракт из крапивы, сейчас есть и более новые препараты.

Во время фантоматизационных экспериментов оказалось, что у довольно большого количества фантоматизированных людей во время реализации виртуальных ситуаций определенного типа происходили неприятные и постоянные проявления "локомотивной болезни". Почему? А это потому, что импульсы, идущие от программ, обслуживающих чувства человека, сталкиваются с импульсами, идущими от органа равновесия. Первые "сообщают", что человек или падает, или летит, а сам орган "сообщает", что никуда не двигается: "взаимодействие" таких импульсов естественно и в этом смысле всегда относительно, так как просто вступают в противоречие фантоматизационная информация и информация, идущая из органа равновесия. Так как реакция на раздражители достаточно индивидуальна, она не всех доводит до проявления локомотивной болезни такой силы, что процесс фантоматизации необходимо остановить. Однако нельзя этим препятствием пренебрегать прежде всего потому, что оно существенно затрудняет интегральность переживаемого видения: сам факт, что человек начинает ощущать типичные для локомотивной болезни симптомы (тошнота, склонность к рвоте, потливость и т.п.), нарушает его внутреннюю убежденность в том, что он действительно выполняет действия, которые были запрограммированы. Проще говоря, возникает выразительная "ломка" целостного ощущения ФИКЦИИ как ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Поэтому возникает вопрос: как тут быть? Это препятствие не является совершенно непреодолимым, однако это та проблема, с которой технология и фантоматическая физиопатология должны как-то справиться. В настоящее время работы по выше обозначенной проблеме активно не ведутся просто потому, что имеются "большие сложности". Достаточно уяснить себе, как далеко мы находимся от "погружения в виртуальную реальность" человека, жаждущего настоящих переживаний во всей их полноте, далекой от скромных и отрывочно показываемых "виртуальных" сценок (например, по телевидению), чтобы понять, что преобразование иллюзии, из которой фантоматизированное лицо силой воли может в мгновение ока выйти, в деиллюзию, которая может для него стать тюрьмой, - это все еще задача, которую мы пока (перед входом в эру фантоматизации) решить не можем, даже если обойдем все проблемы (огромные), вызванные полной "пустотой" в тех местах видения, в которых должен был бы появиться другой человек, какой-нибудь Платон или умерший дядя или отец. Искусственного разума нет, до него нам очень далеко, но и независимо от этого отсутствия необходимой оказывается такая селекция фантоматизационных программ, чтобы в них не доходило до "столкновений" импульсов, идущих извне организма (от компьютерной программы) с импульсами, идущими изнутри (не только, но прежде всего из органов, управляющих равновесием и эффектами инерции, сопутствующих ускорению или торможению).

Желанным пределом рассматриваемой здесь области физиотехнологии, очевидно, является, как я бы его назвал, "мир епископа Беркли", т.е. такой, в котором действительно esse est percipi: существовать - это то же самое, что "быть ощущаемым". От достижения такого совершенства, которое notabene должно скрывать в себе еще не одну не известную нам пока ни из опыта, ни из предвидения опасность, мы еще очень далеки. Тем не менее сам путь, само начало дороги, ведущей в сторону этой, может райской, а может и адской "фантоматической ловушки", уже предсказан, опознан, и даже - по крайней мере частично - опробован. Следует для себя осознать, что в нашем почти всюду охваченном рынком мире возникает, развивается и становится ценным именно то, что дает хорошие результаты производителю (по его расчетам). Именно такой расчет вызвал в мире бурное, даже лавинное, развитие компьютерных сетей, а одновременно также неотделимый от него, сопутствующий крупным технологическим инновациям, новый тип проступков, и даже опасностей не только экономического, не только политического, но, кроме того, тоталитарного и даже военного уровня. Хотя бы этот пример должны будут иметь в виду те, от кого будет зависеть будущее развитие устройств и практики виртуальной действительности, чтобы в такой мере, в какой это вообще может оказаться возможным и выполнимым, уже заранее оснастить фантоматизационные программы какими-нибудь предохранителями. В упомянутом выше американском фильме про супермена это были просто светящиеся красные таблички с надписью EXIT (Выход), а выход из видения требовал только нажатия такой клавиши. Однако производители фильма должны были заметить, что такая надпись также может составлять неотъемлемую часть фикции и что в таком случае тот, кто предполагает, что вышел уже из виртуальности и вернулся в нефальсифицированную действительность, может по сути выйти из одной фикции только для того, чтобы попасть в нутро другой. Именно этот фантоматический "ложный выход" я и пробовал представить на отдельных примерах в книге "Сумма технологии" 34 года назад. Там можно найти его описание... но как и тогда, так и сегодня, я не смогу назвать то универсальное средство, которое гарантировало бы уверенность выхода из вымышленного мира, если только не появятся экспериментально опробованные технологические трюки, позволяющие обойти подобные ловушки компьютерных программ; это будет, однако, не конец, а скорее начало поединков вымышленного мира с истинным...

Опубликовано в журнале "PC Magazine Po Polsku", N№4/1997. Настоящее эссе является продолжением публикации ряда работ Станислава Лема, посвященных проблемам Виртуальной Реальности (см. КГ N№N№3,4/2000)

Перевел с польского Виктор Язневич (yaznevich@mail.ru)