Дроздов Б.В.

 

БИОСФЕРА И ТЕХНОСФЕРА

(дискуссия с  воображаемым "охранителем" природы)

Зеленое движение, которое сейчас повсюду набирает силу, первоначально питалось пафосом охранительства. Это пафос защиты природы,  воды, воздуха, живой почвы и растений, которые  дают жизнь всем. Зеленые все время предупреждают о надвигающейся экологической катастрофе Земли, о разрушении среды обитания [1,2,3].

Зеленые  с тревогой отмечают, что земля в городах уступила место асфальту и бетону, вода загрязнена отбросами и отходами, воздух из-за шума и пыли оставляет желать лучшего.  Городская индустрия размещает производства в биосфере и жестоко травмирует её.

Биологическое многообразие на Земле убывает, с тревогой говорят наши уважаемые зеленые "охранители".  В "Красную книгу" занесены 50 процентов всех видов позвоночных животных !!

Вроде бы сейчас  не надо доказывать, что мы действительно стоим на пороге экологической катастрофы глобального масштаба, которая не станет признавать государственных границ.

Все это так, все это происходит на самом деле. Главный вопрос сейчас в том, ЧТО ДЕЛАТЬ!

Ведь охранять природу, естественную среду жизни человека и животных не значит отказываться от всех благ цивилизации. Это не значит обратного движения в пещеры. Туда дорога уже закрыта. Современное человечество в пещерах не выживет. Никто из охранителей природы, никто из активистов зеленого движения не захочет отказаться от электричества, от горячего водоснабжения в своем доме, от возможности быстро добраться до теплых южных морей, от городского комфорта, от благоустроенной городской жизни.

Все, что сделал человек в сфере техники и технологии, было сделано только в стремлении организовать свою жизнь на Земле наиболее рациональным образом, избавиться от лишений и невзгод (голода, холода, от подстерегающих на каждом шагу опасностей),   изнуряющего каждодневного труда только во имя того, чтобы элементарно выжить, сохранить жизнь себе и своим потомкам (детям, внукам). Дикая естественная природа - это не рай на Земле.  Человеку нужно было завоевывать свое место под солнцем в отнюдь не дружелюбном окружении.

Человек создавал техносферу трудами многих и многих десятков и сотен поколений людей. Создание техносферы противоречиво. Оно порождает массу побочных проблем. Но это совершенно не значит, что вся работа по формированию техносферы порочна по своей сути. Проблема состоит в рациональном взаимодействии создаваемой техносферы и естественной экосферы. Техносфера должна быть сообразна экосфере. Человек должен сотворить разумным и рациональным образом организованную НООСФЕРУ.

Далее продолжим воображаемую дискуссию с нашими "охранителями". На этой дискуссии построим обсуждение проблемы соотношения техносферы и экосферы.

Охранители утверждают, что индустриализм и  урбанизация (то есть развитие все той же техносферы) усиливают оскудение природы. Давайте разберемся спокойно в том, что такое современный крупный город и как он соотносится с окружающей его природой. Современный крупный город, это, прежде всего город с многомиллионным населением, с многоэтажными домами, с развитой и мощной инфраструктурой жизнеобеспечения, с высокой концентрацией трудовой и социальной активности проживающего населения. Этот город изначально создавался для того, чтобы экономно использовать территориальный ресурс (территориальное пространство), экономить время (социальное время) на поездки, на организацию своего быта, своей жизни, чтобы быстро и эффективно получить все необходимые для жизни услуги (охрану здоровья, получение современного образования, культурный досуг, бытовое и коммунальное обслуживание).  

Разберемся в том, экономит или нет многоэтажный город территориальный ресурс  и вытесняет ли он природу из жизни человека.

Возьмем город Москву. Площадь города  -  994 кв. км. Население – 8,66 млн. человек.

Итого на круг получается, что в этом городе на площади 1 кв. км. проживает в среднем 8700 человек, то есть на одного человека в этом городе приходится всего 115 кв. метров, иными словами квадрат 10 на 10 метров!  Если предположить, что на знаменитых 6 сотках у нас в России размещается семья из 6 человек (муж, жена, двое детей, дед и бабка), то это значит, что в условиях таких соток на каждого человека приходится именно столько же, сколько в среднем в городе Москве. Как будто вся Москва сплошь покрыта одними шести сотовыми ячейками.  Но в реальной Москве все проживающие люди имеют полный набор условий и услуг для жизни, включая зеленые насаждения, парки и скверы. Все жители имеют необходимое жизненное, трудовое и рекреационное пространство.

Москва - не самый плотный по населенности город - всего 7,9 тысяч человек на кв. км. Париж имеет плотность 26 тысяч человек на кв. км., Гонконг - 25 тыс. на кв. км, Нью- Йорк - 13,2.

Реально весь жилой фонд города отторгает  под фундаменты домов всего лишь 20 кв. км. (!), то есть каких-то его 2% территории. Одноэтажная застройка, если учесть только площадь одного фундамента, требует уже 100 кв. км. территории города, то есть уже 10 % территории. Если же учесть, что любой одноэтажный жилой дом на 6 человек полезной жилой площадью 60 кв. км. (6 на 10 метров) требует еще территорию под крыльцо (6 кв. метров), под необходимые вспомогательные хозяйственные помещения (необходимость в которых отсутствует в многоквартирном многоэтажном городском доме), то есть еще 20 кв. метров, то это потребует дополнительно еще 34 кв. км. При учете необходимой отмостки, еще 40 кв. км. Это уже 174 кв. км. городской территории. Если учесть необходимость устройства мощеных дорожек для подхода к дому (еще 20 кв. метров на строение), то вот уже только под застройку требуется около 200 кв. км., то есть 20 % территории города. Таким образом, любой средний этажности город экономит только под свой жилой фонд  80% территории. Другими словами, потребная для расселения территория городом средней этажности (5-10 этажей) уменьшается в 10 раз по сравнению с сельским типом расселения (одноэтажные дома).

Таким образом, город экономит территорию, то есть сохраняет почвенный покров Земли.

Сейчас половина населения Земли проживает в городах. К 2025 году городское население составит 2/3 общей численности населения планеты. Уже сейчас половина городского населения проживает в крупных городах с населением более 500 тысяч человек.  Количество самых больших городов  (с населением более 4 млн. человек) увеличивается больше, чем количество других городов. В 1950 году в таких городах проживало только 10% городского  населения, в 1980 году уже 17%, а в 1998 году - уже 60%  населения всех городов планеты. В 1950 году в мире 81 город-миллионер, а в конце 1980 года - около 300 [4].

Все крупные и крупнейшие города Земли (города - миллионники, их сейчас значительно больше 300) занимают всего какие-то доли процента поверхности Земли, а проживает в них   четвертая часть населения Земли     населения планеты.

Нужно признать реальность - урбанизация - это глобальный социально-экономический, социально-технический и социально-культурный процесс, сопровождающийся глубоким антропогенным изменением природы, заменой естественных экосистем урбасистемами. Урбасистемы - это органический сплав техносферы и экосферы. Природные элементы урбасистемы встроены в техносферу, а элементы техносферы органично вплетены в экосферу. В урбасистеме появляются совершенно новые природные комплексы - висячие сады, одомашненные деревья и растения, домашние животные и птицы.

Урбанизация идет в направлении создания мегаполисов - урбанизированных регионов, наиболее крупных форм расселения, образующихся в результате срастания большого количества соседних городских агломераций. В Московскую агломерацию входит 70 городов.

Город экономит тепло. Только за счет сокращения тепловыделяющей поверхности наружных стен и крыш 10-этажный жилой дом сокращает тепловые потери по сравнению с одноэтажным домом в 4-5 раз.

Город экономит электроэнергию за счет сокращения потерь в линиях электропередачи для доставки электроэнергии в каждый дом, каждому потребителю.

Город экономит потребление газа за счет сокращения затрат энергии на перекачку газа по газопроводу до каждого потребителя.

Следует также отметить, что если бы на городской территории сохранилась бы такая же плотность населения при одноэтажной застройке (как для Москвы - 1,3 млн. частных жилых домов), то это создало бы совершенно неприемлемые санитарные и гигиенические условия.  Жизнь при такой плотной сельской застройке была бы просто невозможной. Совершенно неразрешимой была бы проблема обеспечения водой и утилизации сточных фекальных вод.

Город экономит время человека на передвижение.

Город экономит время человека на жизнеобеспечение (на обогрев, на подготовку пищи, на санитарную уборку помещений).

Растёт население, развиваются  экономика и  потребление, разнообразится  досуг,  общество испытывает всё более острую нужду в пространстве. Эта потребность в пространстве расселения и жизнедеятельности  может быть удовлетворена наиболее рациональным образом только за счет городской формы расселения, то есть за счет интенсивной урбанизации. Пространство необходимо людям и это пространство дает им город за счет многоэтажной застройки и интенсивного использования подземного пространства. Вместо плоского пространства город дает объемное многомерное пространство, пространство вверх и вниз. Этим высвобождается, экономится плоское пространство, территория как таковая. Освобождается территория; экономится, сохраняется почвенный слой; сохраняется естественная природная среда.

Город также позволяет людям селиться там, где сельский способ расселения был бы невозможен - на неудобных и непригодных для сельскохозяйственного производства территориях, в условиях сурового климата, на отвоеванных у океана, морей и болот территориях. Примером может быть наш отечественный Санкт-Петербург, построенный на болоте, в совершенно не пригодном для проживания людей месте.

Наши яростные и безудержные защитники дикой природы бьют тревогу о разрушительной опасности  волн "стального и бетонного прибоя", которые порождаются урбанизацией. Агломерации, говорят наши защитники, - это города пауперов (города массовой нищеты), где деградация среды породила новую форму обнищания: городскую психофизическую нищету. Их жители - самые богатые по уровню товарной жизни; они же - самые бедные по уровню жизненной среды, настоящих жизненных благ.

Но город нищеты - это явление не градостроительное, не техногенное, а социальное. Нищета может быть как в городе, так и в деревне. Она - следствие социальных условий, общественной формации, социально-политического и социально-экономического жизнеустройства. Сам город как форма проживания здесь совершенно не причем. Все дело упирается в социальную организацию общества и в разумность человеческой деятельности по организации своей среды обитания.

Чрезмерный рост городов, продолжают наши защитники,  препятствует самоочищению природной среды. Но именно города и создают специальные мощные индустриальные комплексы по очищению природной среды - станции комплексной очистки сточных вод, станции аэрации, мусороперерабатывающие заводы, пыле газоулавливающие установки и промышленные фильтры по очистке вредных веществ.

Городская концентрация, упрямо повторяют наши защитники,  порождает  пространственные вредные явления: исчезновение зелёных пространств, географическую удалённость сельской местности, тесноту. Но ведь выше было показано, что город наоборот, экономит пространство, территорию, почвенный покров. Географическая удаленность города от сельской местности, наоборот же, больше оберегает эту же сельскую местность от демографического давления, от городской скученности и тесноты. Город оберегает эту сельскую местность. Если бы город превратился в сплошную одноэтажную застройку, то зеленых пространств стало бы меньше.

Разрушение природной среды свирепствует на всей Земле, опять митингуют наши защитники. Как будто в прежние века этого разрушения не было. В стремлении как-то приспособить природную среду для своей жизни, люди вырубали и выжигали лесные массивы, стада домашних животных вытаптывали пастбища, превращая их в пустыни. На побережье Балтики некогда узкая Куршская коса была покрыта мощными лиственными лесами очень ценных пород (дуб, ясень), но местные жители полностью извели эти леса. Коса превратилась в песчаную отмель, пески под действием ветров стали засыпать жилища местных племен. Спустя многие столетия потребовались огромные усилия уже новых поколений жителей, чтобы как-то укрепить эту косу специально подобранными породами деревьев. Так, что разрушение природной среды - это просто проявления неразумности человеческой деятельности, когда люди "не ведают, что творят". Города опять же здесь совершенно не при чем.

   В местах наибольшего скопления людей (то есть опять же в городах и городских агломерациях), снова заявляют наши охранители,  концентрация вредных явлений приносит максимальные опустошения. Миллион человек в метрополии страдает от вредных явлений гораздо более интенсивно,  чем тот же миллион, собранный в десяти городах средней величины. Конечно, невозможно отрицать, что в крупных городах налицо масса негативных явлений, связанных с загрязнением окружающей среды (атмосферы, почвы, шумового и  радиационного фона). Особенно вредны выбросы от автомобилей. Эта проблема серьезна, но она вполне решаема. Это и внедрение экологически чистого транспорта, и рациональная планировка городов, и применение массового общественного транспорта и многое другое.

"Виноват" в этой проблеме не сам автомобиль как таковой, а неразумные способы его применения. В этом месте можно напомнить, что в городах позапрошлого века, когда не было и в помине никаких автомобилей, экологическая обстановка в городах была отнюдь не идеальной. По сохранившимся воспоминаниям старых петербуржцев,  в комнатах домов, выходящих на Невский проспект, постоянно проникала пыль от засохшего конского навоза, которая ровным слоем покрывала стол, полы и все предметы домашней обстановки.  Стук же подков и грохот колес конных экипажей о булыжную мостовую, ржание лошадей, крики извозчиков   сильно беспокоили жителей города. Невыносимую в экологическом смысле жизнь можно создать и в городе без автомобилей и электричества.

В мегаполисах среда убивает радость жизни и приносит усталость, болезни, неврозы и смерть, продолжает наш защитник. И далее: "Восстановить в них природу теперь уже невозможно. Технические усовершенствования бессильны повернуть вспять разорение природной среды "людским наплывом". Нет иного решения, как отвергнуть современную градостроительную мегаломанию".

Итак, опять, главный враг - градостроительная мегаломания. Но ведь усталость, болезни, неврозы и смерть можно получить и в сельской местности. Напряженная борьба за выживание в условиях сельской местности порождает и усталость и болезни. Нужно заготавливать дрова на зиму, привозить их из леса, пилить и колоть их, потом каждый день ни свет, ни заря вставать и протапливать печку, чтобы приготовить пищу себе, своим домочадцам и домашнему скоту. Для этого нужна недюжинная сила и отменное здоровье. Нужно учесть, что если в деревне кто-то заболел, то и лечить его некому. Скорой помощи, больницы и поликлиники нет. Смертность среди сельского населения выше, чем у городского именно ввиду того, что городе имеется отлаженная система здравоохранения.

Города, конечно, порождают свои проблемы, вызванные высокой концентрацией населения и необходимостью обеспечения их жизнедеятельности. По данным ООН для одного миллиона жителей города требуется ежесуточно 2 тысячи тонн продовольствия, 9,5 тысяч тонн топлива, 600 тысяч кубометров воды. Этот же миллион городских жителей образует 500 тысяч кубометров стоков и около тысячи тонн вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. В пересчете на одного жителя по потребляемому топливу цифра в целом получается, тем не менее, весьма скромная - 10 литров топлива на человека в сутки. Сельский житель, наверняка расходует больше, если учесть расход топлива на обогрев жилища и передвижение.

Решить все эти проблемы большого города можно только индустриальными методами, которые принципиально недоступны сельскому жителю.

Входя в полемический задор, наш защитник провозглашает: "Оторванный от зелёных пространств, свежего воздуха, тишины, чистой воды, запертый в клетке житель больших агломераций стал новым паупером современного мира. Совершенно не способные видеть в человеке ценность, "города пауперов" превращают своих жителей в "суррогат человечества". Уж скоро, скоро споры по поводу проблем жизненной среды станут более ожесточёнными, чем споры об уровне товарного потребления (уровне "жизни"). Какая уж тут жизнь?!".

 Тут, что ни фраза, то бездоказательный лозунг, призыв, который годится разве, что для митинга зеленых на городской площади. Позволительно спросить уважаемого защитника природы, почему же, если в городах так плохо, туда безудержным потоком устремляется население благополучной сельской местности? Почему же такая масса народу добровольно хотят заточиться в клетке больших агломераций? Если города "совершенно не способны видеть в человеке ценность", то почему они так привлекают этих людей? Они что, эти люди, ненормальные, чтобы лезть себе на погибель в агломерации и добровольно превращаться в "суррогат человечества"?  Значит, вопреки утверждениям защитников, есть что-то в современных агломерациях объективно притягивающее. 

Города - это центры человеческой мысли, человеческой активности, деятельности и двигатели прогресса. В городах бурлит человеческая мысль, творчество, концентрируется людское общение и взаимодействие.

Так с чем же реально нужно бороться, не уподобляя себя средневековым луддитам, уничтожавшим машины, как главных виновников всех бед. Наш уважаемый защитник провозглашает: "Борьба будет направлена против гигантизма городов и против технократии". Гигантизм городов и технократия связываются между собой. Предполагается, что гигантизм городов есть порождение технократии. Как будто в городах-гигантах концентрируется мощная, все проникающая и всепоглощающая промышленность, машины, техника. Но возьмем все наши современные города - гиганты - Токио, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг. Нет там никакой промышленности. Более того, там ничего материального не производится, не вырабатывается, не обрабатывается, не добывается и не выращивается. В этих супер-городах концентрируется так называемая рыночная активность - там бурным цветом расцветают банки, биржи, фонды, юридические конторы.

 Москва, например,  сейчас - крупнейший финансово-банковский и биржевой центр России, через который проходят основные финансовые потоки страны. На Москву приходится 70% всех банковских расчетов страны. Число фирм- экспортеров и импортеров,  зарегистрированных в Москве, составляет 90% их общего числа в России. В Москве около 1000 банков, что составляет 40% от России. Это уже город "белых воротничков", клерков, дилеров, маклеров и дистрибьюторов.

Причины и механизмы такой неуемной концентрации рыночной деятельности - в законах современных либерально-рыночных отношений. Происходит концентрация капитала, деловой активности, коммерческой деятельности в одном месте, в крупном и сверх крупном городе потому, что в такой обстановке растет прибыль, снижаются издержки посреднической деятельности. Законы рыночной экономики неумолимо "стягивают" людей в большие города. Бороться нужно не с урбанизацией как таковой, не с ростом техносферы, а с законами действующей экономики.

Тем временем, наш уважаемый защитник, продолжает свою "песню": "Требование возвратить природу в город - это борьба за жизнь. Без коренного преобразования политики в области градостроительства природная нищета больших городов неминуемо приведёт к катастрофе. Человек не сможет больше выносить этих "городов-пустынь"!

А кто против? Кто с этим спорит? Природа и город - это извечная проблема современного градостроительства. Предлагается и на практике реализуется много разных решений. Город Москва социалистической эпохи признавался одним из самых зеленых городов мира. Это был действительно город-сад, пока не поменялась власть и не стали действовать другие законы. Городская территория стала товаром. Новые хозяева жизни скупают зеленую территорию города под элитные дома, офисы, деловые и развлекательные центры. Вот и уходит зелень из города. Опять же причины ухода природы из города - экономическая.

Наш защитник правильно ставит вопрос об оптимальном размере городов. Необходимо только конкретно определить, что такое эта оптимальность, в каком смысле, по какому критерию. Сама задача оптимизации применительно к проблеме урбанизации здесь практически не поставлена. Есть только лозунг - "оптимизация".

 "Массированная целевая урбанизация абсурдна для будущего", - говорит наш защитник. "Разумная Урбанизация - столбовая дорога человечества", - говорим МЫ. 

Еще один объект охранительной деятельности нашего защитника - транспорт, как городской, так и магистральный. Противостояние зеленых защитников и так называемых технократов в области транспорта особенно обострилось в период обсуждения проекта создания высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Зеленые защитники одержали победу. Проект магистрали отклонен. Но значит ли это, что сама идея создания высокоскоростных магистралей порочна?

Снизим уровень обсуждения. Рассмотрим современную железнодорожную магистраль из Москвы в Санкт-Петербург. Можно ли даже представить себе, что такой магистрали нет, и все пассажирское сообщение в таком же объеме осуществляется старым дедовским методом, то есть гужевым транспортом? Давайте представим. Несложные расчеты показывают, что для этого  (8 000 человек прибывает и столько же убывает из одного города в другой), нужно иметь по всей трассе порядка миллиона лошадей!!! Это сплошной поток в обе стороны лошадей и повозок и Москвы в Питер и обратно. Путешествие стало бы в этом потоке сплошным кошмаром, если учесть, что при той скорости перемещения необходимо было бы находиться в пути 8 дней!

 

МЫ в конце нашего диалога сходимся с нашим защитником в том, что "Надо пересмотреть всю систему развития общества и её методы. На первое место должна быть поставлена экономика нематериальный благ: экология культуры и потребностно-ориентированный стиль управления развитием мирового сообщества".

"Общечеловеческое хозяйство, созданное для удовлетворения жизненно важных потребностей человечества и человека не всегда было и не всегда будет рыночно-ориентированным. Мы от рынка сейчас видим гораздо больше плохого, чем хорошего.  И совершенно ясно, что в мировом сообществе в условиях процветания в рыночной экономике находятся считанные единицы стран. Остальные живут впроголодь" [1].

Наш уважаемый "охранитель" и "защитник", тем не менее, признает, что "у умного индустриализма есть чему поучиться".

В таком выводе мы полностью солидарны с нашим защитником.

 

 

Литература

 

1. Программа партии зеленых Российской Федерации. 2003 г.

2. Этюд "зеленого оптимизма". Статья в сборнике "Экологические корни культуры. Культура. Народ. Часть 3. Россия, Советский Союз и мы.", - М.: "Слово", 2002.

3. Зеленая партия жизни и блага народного. Краткая программа - "символ веры". Там же.

4. Бурак П.И. Современные тенденции развития крупных городов и экономическая наука.  Научно-информационный вестник. Москва. Выпуск шестой. Экономические решения для крупнейших городов мира. Правительство Москвы. ДЭПР. ГУП "Экономика". Москва, 2003 год.