Дроздов Б. В.

ПАМЯТИ
ВИКТОРА ВИКТОРОВИЧА БУГРОВСКОГО

Каждый человек когда-нибудь умирает. Мысль о приближающейся и неизбежной смерти волнует человека всегда, особенно в пожилом возрасте. Принципиальным для оценки любого человека является его отношение к этому неумолимому последнему событию в жизни. Большинству становится абсолютно безразлично все то, что будет после их смерти. Преобладает настроение "после нас хоть потоп". Меньшей части людей становится активно не все равно, что будет в мире после их смерти. Они стараются в оставшееся время сделать как можно больше для этого неизбежного и неотвратимо надвигающегося будущего. Виктор Викторович Бугровский относился именно к этой второй категории людей. Он активно, самоотверженно работал на будущее. В последние годы жизни на вопрос о здоровье Виктор Викторович неизменно отвечал: "Пока еще жив". Было известно, что состояние его здоровья было неважным, он уже перенес несколько инфарктов, но творческая активность его не ослабевала. Он изо всех сил старался доделать то, что еще не успел.

ТРУД МЫСЛИ

Самой важной сферой творческой деятельности Бугровского В.В. была сфера МЫСЛИ. Он совершенно искренне считал, что от сегодняшней МЫСЛИ зависит будущая жизнь, поэтому старался писать, опубликовывать свои идеи и представления, организовывать выступления и дискуссии на семинаре, бессменным руководителем которого он был. Именно к МЫСЛИ, которая зарождалась, жила и развивалась в дискуссиях с его участием, он относился предельно серьезно, почти трепетно. Он абсолютно искренне был уверен, что это самое важное дело жизни, которое только и могут совершать творческие люди на Земле. Когда Виктор Викторович предлагал "потрепаться", то это означало, что нужно было включаться в напряженную работу. Предметной областью его МЫСЛИ были самые важные аспекты бытия - судьбы страны, народа, мира, науки.

МЫСЛЬ после того, как она родилась, выдержала испытание в спорах, дискуссиях, должна быть зафиксирована, передана всем другим людям, как современникам, так и потомкам. Это значит, что мысль должна быть ОПУБЛИКОВАНА. И Виктор Викторович старался это делать, несмотря на все вытекающие отсюда материальные и организационные трудности. При фактическом отсутствии финансовых средств Виктор Викторович умел каким-то немыслимым способом находить так называемых спонсоров. Выходили его книги. Они пополнялись новыми идеями, переиздавались, впитывали в себя новые идеи и вновь издавались в уточненной и переработанной редакции.

Фундаментальным трудом его жизни была книга "Экологические корни культуры", выдержавшая шесть изданий. Книга издавалась как коллективный труд, но все члены авторского коллектива безоговорочно признавали Виктора Викторовича основным и главным автором. Первоначально содержательная основа книги зародилась в голове Бугровского В.В., им же была написана значительная часть ее материала, его идеями были наполнены разделы, подготовленные всеми другими соавторами.

В сфере интеллектуального труда Виктор Викторович был необычайно щедр и совершенно бескорыстен. Он постоянно "дарил" свои мысли всем окружающим, был чужд всяких собственнических настроений и заботился только о том, чтобы его мысли и идеи попали на плодородную почву, чтобы они были поняты, прижились и дали новые плоды. К нему тянулись другие авторы, увлеченные его идеями, и они становились новыми соавторами книги. Виктор Викторович был сторонником единого авторского коллектива, в котором каждый принимал на себя ответственность за все, что написано в этой книге. Так было во всех изданиях книги, кроме пятого, в котором всю редакторскую работу взял на себя В.И. Дайнеко, ввиду особенностей своего характера сильно озабоченный проблемой соблюдения авторских прав. Но Виктор Викторович был снисходителен ко всем странностям окружающих его людей, лишь бы они не мешали делать основной труд его жизни.

Трудно коротко определить тематическую направленность книги "Экологические корни культуры". В ней обсуждаются основные проблемы человеческого жизнеустройства. В ней проблемы культуры, истории, народных традиций сочетаются с обсуждением злободневных проблем сегодняшнего трагического состояния Страны и народов, ее населяющих. В ней идет напряженный поиск истинных причин крупнейшей социальной катастрофы 20 века - гибели Советского Союза, и строятся модели будущего жизнеустройства России и мира.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Неоднократно приходилось слышать в адрес Бугровского В.В. упреки в том, зачем он, ученый в области технических, а потом и биологических наук, занялся проблемами социально-политического устройства страны и мира, вопросами этики и эстетики, культуры и нравственности, истории стран и народов, этнографии и поэзии. "Зачем вы, Виктор Викторович, занимаетесь не своим делом? Ведь есть же сейчас специалисты политологи, социологи, культурологи и филологи…" - спрашивали его многочисленные оппоненты, завистники и недоброжелатели. Виктор Викторович был человеком эмоциональным. Пытаясь сдержать свое возмущение скрытым обвинением в дилетантстве, подтекстом звучащем в задаваемых вопросах, он мог коротко дать убийственную характеристику всем наличным достижениям упоминаемых специалистов, а потом наглядно и убедительно доказать, что ни одна из поднимаемых им проблем не рассматривается на любительском уровне. Все разбирается обстоятельно и абсолютно профессионально.

Виктор Викторович мог доказать свой профессионализм даже и по всем принятым формальным правилам признания квалификации. Имея научную степень доктора технических наук, полученную за работы в области систем управления ядерными энергетическими установками искусственных спутников Земли специального назначения, В.В. Бугровский глубоко занялся проблемами экологии и биологии. Чувствуя со стороны профессионального сообщества биологов дискриминацию по формальным признакам (научная степень не того профиля), Виктор Викторович демонстративно защитил диссертацию на соискание степени доктора биологических наук по опубликованной им теории функциональной экологии. Представляется, что если бы научные сообщества политологов, культурологов и социологов стали бы также настойчиво упрекать Бугровского В.В. в том, что его степень не соответствовала их профессиональной сфере, то у него хватило бы сил и энергии с не меньшим блеском повторить то же, что он продемонстрировал для сообщества биологов.

Сам же Виктор Викторович не придавал особого значения формальным и видимым знакам научного отличия. Главным мерилом научного авторитета для него были реальные мысли и дела, а не наличие степеней, званий, рангов, наград и должностей. Ему вообще был чужд сам дух формализма, позерства, напыщенности, игры и артистизма. Это был человек профессиональной работы, работы в самой тяжелой и неблагодарной области - области МЫСЛИ. В этой области должен быть свой, особый профессионализм. Здесь нужна своя стойкость, свое упорство, свои знания и умения, свои приемы и методы работы, нужны свои бойцовские качества. Здесь Виктор Викторович был настоящий боец. Некоторые даже упрекали его в жесткости и беспощадности ведения этого боя, обвиняли в диктаторских замашках. Но область МЫСЛИ сейчас так устроена, что здесь господствует диктат, диктат признанной истины, аксиомы, убедительного аргумента. Если здесь открыть дорогу безграничному плюрализму и либерализму, то ввиду методологической безграмотности никаких результатов может вообще не быть, а будет вязкая трясина разных, несовместимых и несопоставимых между собой мелких мыслей и мыслишек.

ДЕЛА

Вся работа В.В. Бугровского была нацелена на результат. Все, что мешало достижению этого результата, все, что уводило в сторону, им решительно отвергалось. Если безграничное разномыслие сбивало с толку руководимый им коллектив мыслителей, то совершенно оправданно использовались авторитарные приемы. Характерным в этом смысле был стиль работы руководимого им социо-культурного семинара. В заседаниях семинара участвовали самые разные специалисты, люди разных взглядов и убеждений. Главное требование к участникам семинара - включенность в его работу и нацеленность на результат. Если на семинаре появлялись какие-либо незнакомые и случайные люди, которые пытались внести смуту в его работу, то его руководитель мог совершенно бесцеремонно прервать смутьянов и даже просто выгнать из зала. Научный семинар, по убеждению Бугровского В.В., - это не политический митинг, не свободная дискуссия в богемной среде, - это тяжелый и напряженный труд, требующий полной самоотдачи.

Мысль без реального дела мертва. В этом тоже был убежден В.В Бугровский, поэтому он постоянно делал эти реальные дела. Издавал и переиздавал свои книги, организовывал экспедиции и поездки с научными целями, создал Убсунурский Международный научный центр биосферных исследований, создал Международную ассоциацию устойчивого развития и биосферных исследований Азиатского континента, проводил Убсунурские международные симпозиумы по проблемам устойчивого развития континента Азия, функциональной экологии и биосферным исследованиям, был одним из основателей и идеологов "ВСЕНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - ЗЕЛЕНЫЕ 3000", членом его Центрального совета, инициатором и основоположником создания партии Зеленых.

В делах Виктор Викторович не чурался никакой работы, отвергал аристократизм и высокомерие. Он с решительностью брался и за ремонт компьютера, и за распечатку текстов, и за изготовление рисунков. Умел шить одежду и изготавливать мебель. Как человек, проведший много времени в походах и экспедициях, был неприхотлив и даже безразличен к еде и к условиям быта.

УБЕЖДЕНИЯ

Виктор Викторович сформировал в своем сознании целую систему представлений, образов и теорий окружающего мира, которые легли в основу его убеждений мировоззренческого и социально-политического характера. Эти убеждения составляли основу его жизненной и научной позиции, они же определяли его симпатии и антипатии. Он был убежденным и даже яростным противником всего того негативного и разрушительного, что шло к нам с ЗАПАДА. Антизападнические настроения пронизывали все его идеи социо-культурного характера. Он даже предлагал изменить географическое членение мира, отведя в результате современной Западной Европе место небольшого полуострова в Евразийском континенте. Всю территорию прежней Великой России и современной РФ он безоговорочно относил к Азии. Даже в оценке истории России все события, связанные с отношением Древней Руси с восточной Степью (весь татаро-монгольский период отечественной истории) оценивались им с позитивных позиций.

Тяжело переживалась Виктором Викторовичем трагедия, которая произошла с нашей страной в начале 90-х годов прошлого века. Гибель страны и разгром всего сложившегося жизненного уклада воспринималась им как личная трагедия. После проведения под лозунгами демократии всех губительных для народа реформ самым ругательным словом для В.В. Бугровского стало "демократ". Достижение народного блага он связывал с торжеством идей дружбы, социальной справедливости, воссоединения в одном государстве.

Он был активным сторонником идей Льва Николаевича Гумилева и исповедывал цивилизационный подход при анализе исторических процессов, но находил и вполне разумными идеи другого, так называемого формационного подхода.

Торгашеские идеи рыночного либерализма были ему абсолютно неприемлемы и в последний год жизни Виктор Викторович с энтузиазмом и по юношески наивно пытался начать обсуждение идеи "отмены денег".

УВЛЕЧЕНИЯ

Будущее нашей страны Виктор Викторович связывал с ВОСТОКОМ. Китай, Монголия, Сибирь были его постоянным увлечением.

Ежегодно в течение многих лет в конце весны Виктор Викторович уезжал скорым поездом Москва-Абакан в Кызыл, в свой собственный, организованный собственным трудом Убсунурский Международный научный центр биосферных исследований. Он рассказывал, что ему нравилось наблюдать из окна своего вагонного купе бескрайние просторы Западной Сибири, Барабинские степи. Такие же просторы ждали его в Туве, в его любимой Убсунурской котловине. Виктор Викторович исколесил в научных экспедициях многие районы Центральной Азии, включая бескрайние степи и пустыни Монголии. Он с восторгом рассказывал о жизни монгольских аратов. Он понимал Мир этих людей. Изучив хорошо монгольскую и китайскую поэзию, Виктор Викторович сам стал писать созерцательно-лирические стихи, отражающие мировосприятие восточного человека.

Особая и неизбывная любовь Бугровского В.В. - это Китай. Всякую поездку в Китай для себя и своих спутников он превращал в праздник. Ему нравилось в Китае все - и климат, и ландшафты, и народ, и политическая система, и культура, и пища. Он глубоко знал историю, культуру, философию Китая и мог подолгу рассказывать об этом своим российским коллегам. Поездку в Китай Виктор Викторович рассматривал не просто как научную командировку, а как часть высокой миссии восстановления традиционной великой дружбы русского и китайского народов. Он много и с большим удовольствием выступал в Китае перед разными аудиториями. Здесь у него было много друзей, которым Виктор Викторович давал русские имена (Миша, Оля, Катя…). Китайские же друзья называли его по своему - Шань Ли Жень. Последняя китайская аспирантка В.В.Бугровского Цю Шань Шань (Саша) называла его русским папой.

О ВЕРЕ

Некоторые его соратники задаются вопросом о том, был ли Виктор Викторович верующим человеком. Этот вопрос касается глубоких внутренних сторон духовной жизни человека. Обсуждать этот вопрос после смерти человека трудно и не совсем корректно. Безусловным фактом является то, что проблема ВЕРЫ человека часто обсуждалась в трудах В.В. Бугровского и в проводимых им заседаниях семинара. На одной из конференций по устойчивому развитию, проводимой в городе Кызыл под руководством Виктора Викторовича, была проведена широкая дискуссия по проблеме духовности в нашем мире. Один из вопросов, который был обстоятельно обсужден, состоял в том, может ли быть духовным человек, не исповедующий никакой религии или даже убежденный атеист. Духовность, как было показано на этой дискуссии, - это искренняя преданность на уровне сознания и реальных дел самым высоким идеалам человеческого существования. Эта преданность и убежденность мало связана с тем, исповедует или нет публично человек ту или иную религию, либо не исповедует никакой. Виктор Викторович был духовным человеком в самом высоком смысле этого слова.

БЫТ

Виктор Викторович жил более чем скромно. Не имел ни машины, ни дачи. В однокомнатной квартирке в блочном доме периода массового крупнопанельного домостроения у него не было ни телевизора, ни музыкального центра. Деревянную мебель он изготовил для дома сам. В последние годы жизни приобрел крестьянский дом в деревне Костромской области, куда выезжал иногда для труда и отдыха.

В Институте географии РАН, сотрудником которого он являлся в последние годы жизни, у него не было не только кабинета или места в служебном помещении института, но даже рабочего стола.

После его смерти остались книги, статьи, мысли, идеи, образы, представления, теории, модели. Делить это наследство не надо. Оно принадлежит всем нам и всем последующим поколениям.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ В.В. БУГРОВСКОГО

1. Экологические корни культуры. Издания 1-6. 1995-2002 годы.

2. Дионисий. Культура Московской Руси. Уроки истории. "Слово". Москва-Кызыл. 1998.

3. Ландшафты Центральной Азии. Советско-монгольский эксперимент "Убсу-Нур", Пущино. 1991.

4. Интеллектуальные системы автономных аппаратов для космоса и океана и метод технико-биологических аналогий. РАН. Москва. 1997.

5. Идентификация и диагностика в информационно-управляющих системах авиакосмической энергетики. М., Наука, 1988.